КРАСНОДАРСКОЕ КРАЕВОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФЕДЕРАЦИИ СПОРТИВНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ РОССИИ

Напишите нам

Максим Осадник: Надо сообща работать на хороший спортивный имидж Краснодарского края


Право провести свою первую персональную пресс-конференцию в качестве председателя Краснодарского краевого отделения Федерации спортивных журналистов России Максим Осадник предоставил газете «Кубанские новости».

На встрече в пресс-центре «Кубанских новостей» с главным редактором «Кубанского спорта.RU» речь шла о настоящем и будущем региональной спортивной журналистики.

— Вы возглавили краевое отделение Федерации спортивных журналистов России. Что изменилось? Что планируете изменить?

— Вот, например, сегодня у меня дебют: это моя первая персональная пресс-конференция. Обычно я привык сам организовывать и проводить такие мероприятия. А если серьезно, то для кубанских спорта и журналистики образование краевого отделения всероссийской Федерации довольно значимо. В других регионах активно представляют местный спорт, а мы восполнили пробел своей активностью на Олимпиаде и международных соревнованиях, в том числе на «Формуле-1». Нас заметили, и не на пустом месте: на Кубани много спорта, хорошо представлены футбол, хоккей, волейбол, баскетбол.

Идея объединить спортивных журналистов у меня была давно, но сейчас ее подержали в Москве. Президент ФСЖР, замредактора «Российской газеты» Николай Долгополов предложил мою кандидатуру. Планов много: выстроить структуру, составить список членов федерации, запустить сайт... Спортивный актив «Кубанских новостей» мы также ждем в составе нашей Федерации.

Повторюсь, спорт в крае развивается, и потребность в спортивных авторах тоже растет. Нам надо создать не просто конкурентную, а лояльную друг к другу среду. Потому что спорт — это единственная сфера в жизни, где нет оценки как таковой, все объективно: есть результат или его нет. 

Нам надо сообща работать на хороший спортивный имидж Краснодарского края — вот основная задача. Сейчас любая заметка попадает в сеть. И от журналистов зависит зачастую не меньше, чем от спортсменов.

Чувствую, что у нас есть потенциал за год стать одним из ведущих региональных отделений в стране. Лев Россошик, Виктор Гусев, Николай Долгополов и другие гуру спортивной журналистики уже готовы проводить у нас семинары. Также есть идея организовать соревнования по стрельбе среди спортивных журналистов. Делюсь ею с вами первыми, так что уже можно начинать тренироваться.

— Что нужно для вступления в краевую федерацию? Играет ли здесь роль гендерный фактор? Кажется, этот кластер больше для мужчин…

— Чтобы вступить в федерацию, нужно только желание. Взносов у нас нет, зато наиболее активных мы будем предлагать в Международную федерацию спортивной прессы (АИПС). Здесь взносы составляют около 20 долларов в год. Членство дает право на первоочередную аккредитацию на серьезные международные соревнования.

Что касается предубеждения насчет исключительной «брутальности» спортивных репортеров, то я надеюсь, это уйдет в прошлое. Часто приходится на международных соревнованиях наблюдать, как спортсмены охотно дают интервью иностранным журналисткам. На журфаке Кубанского государственного университета, где я учился, а теперь читаю курс по своему профилю, большинство девушек, и я как преподаватель прививаю им любовь к спортивной журналистике. Тем более сейчас есть для этого все условия: арены благоустраиваются, например, на нашем стадионе «Кубань» в пресс-ложе уже давно мягкие кресла и даже чай дают. Так что я верю в девчонок.

— Спорта в нашей стране нет, посчитал один известный автор, покинув арену спортивной журналистики. А есть спортивная журналистика вообще?

— Конечно! Я же не могу сказать, что меня нет. Спортивную журналистику как кластер выделяют чаще, чем музыкальную или театральную, например. И во многих вузах спортивная журналистика — отдельная дисциплина, в том числе у нас в КубГУ. У российской спортивной журналистики, кстати, довольна богатая история. Ярчайшие имена — Вадим Синявский, писатель Лев Кассиль и другие. В крае тоже есть достойные авторы, на которых я учился. Так что пора пособие выпускать. Заметьте особенность: зачастую журналист может писать обо всем сразу — о политике или на тему здоровья. Но в любой редакции есть человек, который годами специализируется исключительно на спорте.

— Какие качества отличают этого «пишущего только про спорт» человека? И почему вы выбрали именно это направление?

— Спорт надо любить и хотеть о нем писать. В спортивную журналистику все чаще приходят болельщики и даже фанаты. Меня напрягает, когда слышу: «Я про эту команду писать не стану, я за другую болею». Спортивный журналист болеет за спорт в целом, ему важен процесс, а не результат. Для остального есть блоги, форумы, социальные сети…

Почему я стал спортивным репортером? В детстве активно занимался футболом, играл даже в «молодежке» Темрюкского района, но в большой спорт как футболист не попал. И решил: если не в дверь, то в окно, — вот пишу про большой спорт.

Возможно, меня «заразил» спортом с раннего детства отец: он играл в популярный в советской стране мотобол. В Высшей лиге СССР, между прочим. Ревущий стадион, запах азарта, рев мотоциклов, большой мяч, мой папа на спортивном мотоцикле, а я на бензобаке во время круга почета... Ну как тут насквозь не пропитаться аурой стадиона и соревнований?

— Раз вы заговорили о семье: ваша сестра работает в Москве на федеральном канале, а вы на Кубани. Это патриотизм или спортивный интерес?

— Хорошо вы здесь подготовились. Да, Маша тоже журналист, работает на «Первом», в дирекции «Доброго утра» редактором моды. Недавно был у нее в гостях, рад ее успехам: только вернулась с Сейшельских островов, где пробовала себя как выпускающий редактор известного телепроекта. Она уехала покорять Москву еще студенткой краснодарского университета культуры, сейчас учится в аспирантуре столичного института кино и телевидения, пишет диссертацию по творчеству голливудского режиссера База Лурмана. Ей интересен шоубиз и мода.

А я остался здесь, и уезжать куда-то пока не вижу смысла. Мне интересно работать в Краснодаре, ведь по большому счету, у нас есть все: футбол, баскетбол, волейбол, хоккей...

И моя востребованность здесь не меньше, а больше, чем в Москве. Вот недавно комментировал для радио «Спорт» регбийный матч России и Румынии. И этого нет в Москве – ведь регбийная сборная России чаще всего играет здесь, на Кубани.

— Портал «Кубанский спорт.RU», главным редактором которого вы являетесь, стал лидером многих профессиональных рейтингов. Откройте секреты успеха.

— На многие сферы жизни повлияла Олимпиада в Сочи. Мы — прямой продукт спорта, и у нас дела пошли. Здесь надо отдать дань инициативе российской Федерации спортивных журналистов и Олимпийского комитета России: впервые в истории они пролоббировали участие региональных журналистов. До этого Олимпиаду с места события могли освещать лишь центральные СМИ. Портал «Кубанский спорт.RU» выиграл федеральный конкурс и был аккредитован, и мы, надеюсь, оправдали доверие.

Мы готовили массу интервью, в день не меньше трех — этим и отличились в массе новостной информации. Нас интересовали не только спортсмены, но и Бондарчук, Башмет, Мацуев, Газманов пользовались популярностью.

Так что секрета никакого: всегда очень хорошо читаются материалы на стыке тем — спорта, культуры, политики. Конечно, издание делают успешным эксклюзивы, это повышает цитируемость. Одно хорошее интервью стоит нескольких новостей, которые есть у всех. Гнаться не за количеством, а уделять внимание качеству — этот принцип особенно хорошо работает в регионе.

— Чего не хватает отечественной журналистике?

— Западная журналистика любит комментарии, ставит их главнее факта. И я нацеливаю журналистов на это: нужен спикер для каждой новости, а у нас пока это хромает. А в целом наши тексты и «их» качественных различий не имеют, разве что мы больше пишем по объему. Запад отказался от больших репортажей, идет борьба за картинку, сохранение внимания.

Еще нам очень не хватает историй. Хороших историй, которые всегда есть в большом спорте. Навскидку? Хорошо. Например, есть такой образчик честной игры, что называется «фэйр-плей»: олимпийская чемпионка по прыжкам на батуте, наша кубанская спортсменка Ирина Караваева. Выиграв очередной чемпионат мира, она поняла, что судьи допустили в подсчете результатов ошибку. Пришла и отдала свою золотую медаль сопернице из Германии, согласившись на второе место. В жизни такие истории и герои есть, и надо искать их в регионе тоже.

— Наверняка в вашей карьере спортивного журналиста были курьезные случаи…

— Бывали, конечно. На одном из матчей «Кубани» с «Зенитом» юные болельщики приняли меня за футболиста питерского клуба и атаковали с просьбами дать автограф. Сначала пытался объяснить, что я не из «Зенита», Малафеев и Аршавин еще выйдут. Не подействовало — пришлось расписываться.

— Какую книгу сейчас читаете?

— «Театр» Сомерсета Моэма. Перед ней прочитал «Станцию на горизонте», Эрих Мария Ремарк. Роман об автоспорте. Признаться, был удивлен, какой популярностью пользовались автогонки в середине 20-х в Европе. Да-да, поворот «Лесмо» на легендарной Монце уже тогда будоражил всех…

— Хотите написать книгу?

— Нет, хочу делать то, что могу: чувствую в себе силы, чтобы организовывать соревнования. «Кубанский спорт.RU», к слову, уже на протяжении пяти лет проводит турниры по пляжному волейболу, которые собирают спортсменов из разных регионов России.

— Что-нибудь коллекционируете из спортивной жизни?

— Собираю бейсболки. Есть трофейные. Одну из них мне лично подарил гонщик «Формулы 1» немец Тимо Глок.

— Что думаете о российском футболе?

— Просто футбол — не наша тема. Наш – хоккей. В волейболе мы тоже сильны.

Беседовали: Альбина Токарева, Елена Золотова, Максим Куликов, Юлия Юсупова, Екатерина Гаврилова